Лабиринт, поистине является самым загадочных изобретением человечества. Его изображение с петляющими дорожками, зародившееся на заре истории, простое, неизменное, хотя и всесторонне меняющееся, было известно во многих культурах. В отличие от простого лабиринта, в котором не было ни входа, ни выхода, но была доступна возможность выбора дорожек, истинный лабиринт представлял из себя извивающуюся как змея линию от входа к центру, а иногда и обратно. Самые простые схемы лабиринта очень часто выкладывались из камней или вырезались в торфе. Эта технология жива и поныне.
Ни кто не знает от куда этот символ берёт своё начало. Оно покрыто тайной.
Упоминание о лабиринте встречается в мифах Древней Греции, самый широко известный — миф о Минотавре. Самое раннее изображение лабиринта было обнаружено на критских монетах, датируемых третьим веком до нашей эры.
С древнейших времен у многих народов изображение лабиринта было связано с символом священного центра, или омфала. На улицах и мостовых Рима можно часто увидеть мозаику которая изображает лабиринт, в центре которого запечатлен бой Тесей с чудовищным Минотавром.
Позже в рисунок лабиринта был включен христианский символ — крест. Он наносился на кафельный или мраморный пол средневековых церквей. Самый великолепный представитель такого узора находится в Шартрском соборе во Франции. Эти лабиринты иногда указывали на конечную цель — Иерусалим, священный город крестовых походов.
Разные народы по своему использовали лабиринт. Одни как путь для ритуальных процессий, другие как площадку для танцев или как способ запутать доступ к главной цели. В скандинавском эпосе каменный лабиринт олицетворялся как обитель душ предков. Стены лабиринта не давали им возможность вырваться наружу и вмешиваться в дела живых. Однако, если человек проходил к центру лабиринту него появлялась возможность поговорить с духами умерших.
Интересно использовался лабиринт в средневековой Англия: в центр размещались молодые женщины, а их женихи проходили по извилистым тропинкам в поисках будущей невесты.
В Пакистане и Исландии его вырезали на дереве.
В Мексике и Италии высекали на скалах.
В Северной Америке и Шри-Ланке узор лабиринта вводили в материал для одеял и в основу ивовых корзин.
В Скандинавских странах и Индии его выкладывали из камней в пустынных местах или на берегу океана.
В Европе в домах и церквах наносили на плиточный пол, а на Суматре даже выкапывали в земле.
И что удивительно: независимо от времени и места основная схема лабиринта изменилась лишь незначительно.
За последние 500 лет рисунок лабиринта, от традиционной одной линии, развился в более сложные формы. Предназначавшиеся сначала только для выполнения декоративных функций, лабиринты в садах в виде живых изгородей со временем становились все сложнее в композиционном отношении.
Например, лабиринт конца семнадцатого века в Версале, был украшен статуями, в форме персонажей басен Эзопа.
Начиная с девятнадцатого века развивающаяся математика оказала огромное влияние на форму лабиринта. Основной узор его стал теперь еще более запутанным. В результате чего, во многих местах стали появляться хитроумные лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом.
В двадцатом столетии идея лабиринта широко использовалась, и используется до сих пор, в рекламе, компьютерных играх и фильмах.
Загадки лабиринта удивляют и будут удивлять.