Женщины – символы совершенства. Нефертити (часть 2) По многочисленным просьбам публикуем продолжение истории Нефертити.

Опубликовано at 8:42 дп
16 0

Эхнатон и Нефертити — основатели культа Атона

В честь бога солнца Атона, заменившего старых богов, фараон-реформатор, выделявшийся своей смелостью среди всех других правителей Египта, — Аменхотеп IV — принял новое имя Эхнатон, что значит «Дух Атона». Несомненно, этой попыткой он освобождался от опасной власти фиванских жрецов, с которыми успел не раз поссориться в первые годы правления, и как бы проецировал силу одного бога на свою единоличную госу­дарственную власть. Рядом с ним, конечно, была умница Нефертити, которая понимала всю важность новой реформы; хяя укрепления их совместной власти в Египте.

Первым практическим шагом Эхнатона было возведение Цома Атона в Фивах (в Карнаке). Для этого фараон собирал команду подвижников из незнатного люда, никак напрямую не связанных со жречеством. Неожиданно Нефертити становится ярой приверженкой нового бога.

Новая форма культа Атона была, по сути, элитарным царским культом, принятым не всеми египтянами, лишенными личного общения с божеством.

Насколько же сильно было влияние Нефертити на Эхнатона в утверждении культа нового бога? Некоторые историки считают, что Нефертити занимала здесь главенствующее положение, другие египтологи не считают это возможным: слишком самовластным и нетерпимым к чужим мнениям был ее супруг.

Но все же роль Нефертити в возвеличении Атона, в распространении его культа была весьма значительной, особенно в первые шесть лет царствования Эхнатона.

Это подтверждают находки, которые обнаружил при раскопках в Карнаке (Фивы) в 1965 году американский археолог Рей Уинфилд Смит. На развалинах храма Дома Атона он отыскал более 16000 обломков камней не только с надписями, но и с фрагментами изображений лиц, рук и ног. Чтобы установить, чьи это изображения, Смит распорядился переснять все эти фрагменты, а также другие подобные изображения, найденные ранее и хранящиеся в музеях Каира, Лондона, Берлина. Из получившихся 40000 снимков Смит составил на компьютере нечто вроде мозаичных портретов и скульптур царствующих особ. Немецкий историк Филипп Вандерберг, сопоставив эти фрагменты, пришел к выводу, что изображения Нефертити встречаются чуть ли не в два раза чаще, чем Эхнатона.

Царица в опале

Влияние Нефертити стало падать после смерти средней дочери, которая случилась на двенадцатом году правления фараона. В 1931 году французские археологи нашли на развалинах Эль-Амарны таблицы с иероглифами, где было уничтожено имя Нефертити, а оставлены лишь титулы Эхнатона. Это случилось примерно на четырнадцатом году, правления фараона. Была найдена статуэтка дочери со стертым именем царицы, а также изображение Нефертити с закрашенным краской царским головным убором.

Были стерты и другие изображения Нефертити и надписи со стен дворца Мару Атон, расположенного на юге города, где поселилась теперь Кийа, новая жена (или наложница фараона) ставшая соправительницей, что подтверждает найденный керамический сосуд с именами Эхнатона и Кийа. Да, она напоминала фараону юную Нефертити, но, по мнению египтологов, не могла соперничать с той, которая носила имя «Красота пришла».

Самое главное, что в лице Нефертити, удаленной в загородный дворец, Эхнатон лишился верного сторонника своих религиозных идей и умного дипломата, умело выстраивавшего отношения с царским двором и жрецами — приверженцами Амона. Нефертити была и осталась женщиной-легендой для египтян и зарубежных правителей, хотя коварные жрецы-интриганы и удалили ее от фараонского трона.

Эхнатон метался между двумя женщинами — молодой наложницей и старым другом, умницей Нефертити, — не зная кого оставить около себя.

Несмотря на то что, по одной из версий, Кийа успела родить фараону двух сыновей, она быстро утомила его своими интригами и года через два была отправлена обратно в «женский дом».

Ее место заняла Меритатон, старшая дочь фараона, что само по себе удивительно, тем более что она принесла ему… еще одну дочь, а не так ожидаемого сына. Но вызывает еще большее удивление (хотя и понимание), что Нефертити сосватала своему мужу свою младшую дочь Анхесенпаатон, обучив ее искусству любви.

Дочери отомстили за мать — все изображения и упоминания о наложнице Кийа были безжалостно стерты.

Что случилось с Эхнатоном?

Боги не прощают людям, даже царям, совершенных ими несправедливостей и проступков. Эхнатон, запутавшись в женитьбах, закончил свои дни незаметно и бесславно. Причем под конец жизни с ним произошли довольно странные изменения, о чем свидетельствует ряд египтологов. Древнеегипетские скульпторы создали более ста колоссов Эхнатона в Доме Атона и других храмах, правдиво изобразили фараона в достаточно натуральном виде, а не в идеализированном, а поэтому видны все особенности и недостатки его фигуры, а некоторые колоссы Эхнатона — бесполы, что тоже немаловажно для дальнейшего вывода об излишней разборчивости фараона в отношениях со своими женами.

Преемником Эхнатона стал его сын Сменхкара.

Бесславно кончилось правление Эхнатона, а после быстрой и таинственной смерти Сменхкары на трон восходит Тутанхамон, быстренько поменявший свое имя на широко известное теперь — Тутанхамон (об этом стало известно после находки археологом Картером гробницы с «золотом Тутанхамона»). Торжествующие жрецы Амона предали проклятию фараона-еретика Эхнатона и столицу, которая была перенесена в Мемфис.

Влюбленный скульптор Тутмос

Если это легенда о любви Нефертити и Тутмоса, создавшего знаменитый бюст царицы, то ее все равно жаль выбрасывать из поэтичной сказки о Красавице, чья слава докатилась до нашего времени.

Судьба уж так распорядилась, что, когда жрецы приказали разрушить Ахетатон, их посланцы не успели сравнять с землей всю усадьбу известного в городе царского скульптора Тутмоса. Поэтому немецкому археологу Людвигу Борхардту удалось в 1912 году обнаружить в дальней комнате знаменитый впоследствии (сколько же тысячелетий он был в забвении!) бюст царицы Нефертити и незавершенную скульптуру, изображающую царицу в юности. Бюст этот настолько известен, что не имеет смысла описывать его еще раз, тем более сам Борхардт отметил в археологическом дневнике напротив рисунка бюста: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Несомненно, Тутмоса знал сам фараон, так как он создавал не только скульптуры в храмах, но и изображения членов семьи и самого Эхнатона. Основой легенды о его чувствах к Нефертити может служить то, что он создал целую серию ее портретов, в том числе и упомянутый уже бюст царицы, которым, как представляется, выражает всю полноту чувств к ней. Возможно, они увидели друг друга на празднике хебсед, где фараон являлся народу, а может быть, знали друг друга намного раньше — скорее, еще с Фив, поскольку первые изображения Эхнатона и Нефертити в Карнаке делал скульптор Бак, учитель Тутмоса.

Выбор Нефертити не случайно пал на молодого скульптора, известного своими работами в городе. Несмотря на новые задания фараона, влюбленные виделись достаточно много, хотя Нефертити и рисковала своей репутацией. Доказательством этому служат новые работы Тутмоса — например, два портрета дочерей фараона.

Есть убедительный факт, подтверждающий их длительную связь, — это еще одна скульптура Нефертити, обнаруженная в мастерской при раскопках. Царица изображена во весь рост: она одета в облегающее платье, с легкими сандалиями на ногах. Скульптор лепил Нефертити явно на склоне ее лет, хотя есть сведения, что она умерла всего в тридцать четыре года (по другим источникам — в тридцать семь лет). Прекрасное лицо Нефертити уже несет отпечаток прожитых лет: видна усталость, даже надломленность; фигура уже не очень молодой женщины, а матери шестерых дочерей. Можно предположить, что данная работа выполнена в период или после крушения семейной жизни царской четы.

Конечно, никто сейчас не знает, как складывались отношения Нефертити и Тутмоса на самом деле.

Легенда о Двух Нефертити

В скульптурах Тутмоса, в семейных сценах из жизни фараона Эхнатона на рельефах в храмах, в царской усыпальнице красавица Нефертити предстает любящей женой и матерью, мудрой женщиной, решающей сложные государственные вопросы.

Но имеется и другая версия жизни царицы, правда, уже после того, как она оказалась в опале и была выдворена из дворца фараона в загородный дом. Предполагается, что ее окружало множество поклонников. Но она подпускала к себе далеко не всех жаждущих с ней общения.

Доказательством этому послужили найденные в 1971 году глиняные таблички, на которых изображено наказание за вольность по отношению к Нефертити распорядителя церемоний. Первая картинка — Умиханко, царский придворный, пытается обнять Нефертити; вторая картинка — разгневанная царица приказывает запрячь его в повозку, груженную камнями; третья картинка — царедворец, отправленный в пустыню, погибает от жажды.

Несмотря на все свои возможности Нефертити могла путешествовать только в пределах своей страны или в ее ближайших окрестностях. Сейчас не нужно быть царицей, чтобы путешествовать в страны, о которых египтяне даже не имели представления. Если Вы, допустим, весной решили посетить Мальдивские острова, то, узнав, какова погода на Мальдивах в апреле, можете покупать билет на самолет и радоваться, что наше время предоставляет Вам возможности, которые фараонам и их женам даже не снились!

P. S

Достоверно идентифицированная мумия Нефертити к настоящему времени не найдена. А может это и к лучшему…

Твитнуть

Похожие записи

Note: Your password will be generated automatically and sent to your email address.

Forgot Your Password?

Enter your email address and we'll send you a link you can use to pick a new password.