Индивидуальные наклонности молодежи развиваются на Кубе в системе специального обучения и профориентации, которая включает в себя различные виды и способы обучения. Основными из них являются:
научно-технические кружки в школах и в Дворцах пионеров;
посещение производственных предприятий в связи с теми или иными наклонностями учеников;
организация конференций, бесед, «круглых столов» по разным специальностям и профессиям;
организация выставок самодеятельного творчества учащихся;
конкурсы на определение знаний и способностей.
Кроме того, на Кубе стараются осуществить принцип политехнического образования путем введения в школах различных дополнительных предметов.
Таким образом, когда молодой человек заканчивает неполную среднюю школу (9 классов), ему предоставляется широкий выбор профессий, по которым он может продолжить свое обучение согласно своим интересам и наклонностям. Можно получить среднее профессиональное образование (специалист промышленного профиля, агротехник, экономист, учитель, работник здравоохранения, работник на поприще искусства и т. д.) или продолжить свою учебу в старших классах для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение.
Чтобы поступить в среднее профессиональное учебное заведение или в высшее, учащиеся высказывают свои пожелания относительно выбора специальности и получают предложение в зависимости от количества имеющихся мест в соответствующих учебных заведениях и в соответствии с местом, которое они занимают в списке успеваемости Эти списки утверждаются на муниципальном уровне для среднего профессионального образования и на провинциальном уровне для желающих поступить в высшее учебное заведение.
Количество мест в средних профессиональных учебных заведениях и в высших планируется исходя из будущих потребностей страны в технической, научно-экономической, преподавательской и культурной сферах. Это гарантирует рабочее место всем окончившим то или иное учебное заведение.
Кроме того, существуют специальные школы с профессиональным уклоном в провинциях и специализированный техникум точных наук, для поступления в которые учащиеся подают заявление, а принимаются согласно их успеваемости. Эти учебные заведения располагают большими возможностями для профессиональной подготовки учащихся.
Таким образом, при зачислении в профессиональные учебные заведения принимаются во внимание как способности учащегося, его успеваемость, так и его склонности, а также учитываются потребности общества в тех или иных специалистах. В конечном счете решение о будущей профессии зависит от самого учащегося.