Двухарочные ворота Борсари (Porta Borsari, I в. до н. э. или I в.; надпись сообщает об их реконструкции в 265 г. при императоре Галлиене) были главными воротами античной Вероны и входили в первое кольцо городских стен. От них начиналась одна из двух осей римского города — декуманус максимус, которую теперь повторяют улицы corso Porta Borsari и corso S. Anastasia. За пределами стен декуманус продолжала дорога Виа Постумия — нынешняя corso Cavour.
В древности ворота носили имя Юпитера (Porta Iovia), видимо, по небольшому храму Юпитера, рядом с которым стояли. Впоследствии здесь была устроена таможня, где взимал плату борсари (итал. устар. borsari — сборщик податей) епископа Вероны.
Со временем внутренние конструкции ворот разрушились, однако фасад сохранился. Это один из настоящих шедевров римской архитектуры. Первый ярус ворот — две арки, оформленные коринфскими колоннами и треугольными фронтонами, арочные проемы, вписанные в двойной (в центре) и одинарные (по сторонам) портики с треугольными и лучковыми фронтонами. По верхнему ярусу — вновь арочные проемы, но теперь портиками и фронтонами обрамлены те из них, которые по оси соответствуют простым аркам второго яруса. Все детали, пусть и потертые временем, — безупречной резки, карниз делает сложные изгибы, повторяя объемы портиков, карнизы фронтонов изящно прорезаны, каннелюры тонких колонок закручены в спирали, вся композиция фасада ритмически красиво организована. Значение ворот не только в том, что это замечательный памятник римской архитектуры, но и в том, что на протяжении столетий они были подлинным учебником для ренессансных архитекторов Вероны, в частности для Микеле Санмикели.
Корсо Кавур (сorso Cavour), ведущая на юго-запад от Порта-Борсари, — парад дворцов. Уроженец Вероны, великий архитектор XVI века Микеле Санмикели построил здесь два замечательных палаццо — Бевилаква (Bevilacqua) и Каносса (Canossa).
Красивый фасад романской церкви Сан-Лоренцо (Chiesa di S. Lorenzo, XII в., позже расширена) из камня и терракоты увенчан по сторонам двумя башнями и оформлен изящным порталом. В апсиде храма — алтарный образ кисти Брузасорци, стены украшены фресками XIII века.
Римская арка Гавиев (Arco dei Gavi, I в.) была построена, как считается, знаменитым римским архитектором Витрувием по заказу семейства Гавиев. В XIX веке солдаты Наполеона разрушили ее, поскольку она мешала проезду, но веронцы восстановили арку из фрагментов (1932) и поставили ближе к замку Кастельвеккьо, в стороне от проезжей части.
Кангранде II делла Скала построил замок Кастельвеккьо 18 в 1355 году для защиты от врагов — внешних (кланов Висконти и Каррара) и внутренних. Герцог покинул дворец Скалигеров на площади Синьории и переселился в укрепленный замок, который возвел на месте древней римской крепости, а для запасного выхода построил мост Скалигеров (Ponte Scaligero) через Адидже, противоположный берег которой находился вне городских стен.
Стены моста Скалигеров, построенные зодчим Гульельмо Бевилаква, с башнями и зубцами, напоминающими ласточкины хвосты (на самом деле это силуэт орла с крыльями), не случайно напоминают Московский Кремль. Подобная архитектурная деталь — знак партии гибеллинов (сторонников германского императора и его влияния в Италии), а стены московской крепости возводили итальянские однопартийцы Скалигеров.
Кастельвеккьо обнесен зубчатыми стенами, по периметру укреплен 7 башнями, самая большая из которых — Торре-Мастио. Замок окружал ров Адиджетто (частично сохранился), через который был перекинут мост. Из замка открываются замечательные виды на реку и противоположный ее берег с арками римского театра.
При последующих правителях Кастельвеккьо претерпел множество изменений: так, по приказу Наполеона во внутреннем дворике построили небольшой форт. В 1923 году начались работы по возвращению замку первоначального вида. Раскопками открыты руины древней церкви Сан-Мартино, на месте которой стоит замок, часть внутреннего оборонительного вала, потайной вход Морбио.
Во время Второй мировой войны мост, с которого открывается прекрасный вид на Адидже, сильно пострадал и, как и Ponte Petro, был воссоздан из поднятых со дна реки фрагментов. Музей изящных искусств замка Кастельвеккьо показывает развитие местной художественной традиции от Средневековья до XVI века. Веронскую скульптуру представляет ряд произведений романского (особенно саркофаг свв. Сергея и Вакха, XII в.) и готического стилей. Готическая скульптура представлена потрясающим своим трагизмом «Распятием» (XIV в.) и знаменитой конной статуей Кангранде I делла Скала (XIV в.). Автором рельефа, изображающего св. Мартина, который отдает нагому бедняку половину своего плаща, называют Пизанелло. Из местной готической живописи лучшее — «Полиптих Бон» Альтикьеро, «Мадонна розария» (Богоматерь в садике роз, по полю которого «рассыпаны» ангелы и райские птицы) кисти Стефано да Дзевио (ок. 1410), — картина, ради одной которой можно приехать в Верону. «Мадонна с куропаткой» обычно приписывается молодому Пизанелло либо Стефано да Дзевио.
Среди картин веронских живописцев эпохи Возрождения надо назвать знаменитую картину Карло Кривелли «Мадонна страстей», «Рождество со свв. Иеронимом и Иоанном Крестителем» Либерале да Верона, очаровательный портрет «Джованни с нарисованным клоуном» (Джанфранческо Карото), картины Франческо Мороне, Франческо даи Либри, Доменико Брузасорци.
Собрание ренессансной живописи включает работы нескольких знаменитых мастеров из других городов. Венецианская живопись представлена «Распятием» и «Св. Иеронимом в пустыне» Якопо Беллини, «Мадонной с Младенцем» Джентиле Беллини, «Свв. Екатериной и Венерандой» Витторе Карпаччо, несколькими работами Тинторетто, «Положением во гроб» Паоло Веронезе, одним пейзажем и эскизом плафона для венецианского дворца Ка’ Редзонико, исполненным Франческо Гварди. Кисти падуанца Андреа Мантеньи, творчество которого оказало заметное влияние на веронских мастеров, принадлежат полотна «Святое семейство» и «Несение креста».
Базилика Сан-Дзено-Маджоре — самый замечательный из веронских храмов и одна из лучших романских церквей Италии. Если время, которым располагает путешественник, прибывший в Верону, ограничено, то из всех достопримечательностей первой, безусловно, стоит осмотреть эту церковь.
Св. Зенон (Зиновий), ставший одним из первых веронских епископов, родился в Африке в IV веке и, движимый духом миссионерства, приехал в Верону. Человек образованный и обеспеченный, он раздал все свое имущество нуждающимся и добывал пропитание рыбной ловлей (поэтому святого часто изображают с рыбой в руках). В то время император Юлиан, прозванный писателями Церкви Отступником, начал гонения на христиан, желая возродить язычество. Вопреки этому темнокожий проповедник, прозванный Мавром, делал все возможное, чтобы обратить веронцев в христианскую веру. Он прослужил епископом 18 лет и умер в 380 году. На месте захоронения св. Зенона в V веке появилась небольшая церковка, которую в IX веке сменил новый храм, разрушенный позже землетрясением в 1117 году. Его фрагменты включены в существующую базилику, построенную в 1120—1138 годах. В XIV веке к ней прибавилась многоугольная апсида. В начале XIX века храм был заброшен, но после того, как в нем обнаружили реликвии похороненных здесь первых веронских епископов, начались реставрационные работы, и к 1988 году базилику восстановили.
Колокольня, слева от церкви, в нижней части восходит к XI веку. Грозного вида башня XII века справа осталась от бенедиктинского монастыря. Примыкающий к Сан-Дзено элегантный клуатр XII века — другое напоминание о монахах-бенедиктинцах.
Вертикальное трехчастное деление фасада архитектурно подчеркивает трехнефное устройство храма. Части фасада при этом символически объединены сплошной горизонтальной линией сдвоенных окон. Окно-роза (нач. XIII в.) оформлено в виде колеса Фортуны. Цепляясь за колесо, маленькие фигурки поднимаются наверх, пребывают мгновенье на пике удачи, а затем низвергаются в небытие.
Портал работы мастера Николо (1138) обрамлен протироном, колонны которого поддерживают львы. В люнете находится раскрашенный барельеф с изображением св. Зенона, попирающего дьявола и благословляющего рыцарей и народ Вероны. По обе стороны от портала — мраморные рельефы: справа — сцены Ветхого Завета и из жития св. Теодориха (также работы мастера Николо), слева — сцены из Нового Завета (работы мастера Гульельмо, нач. XII в.). Нижний ярус отдан неожиданным сюжетам: схватки конных и пеших воинов и сцены охоты. Портал также украшают календарь, пророки, зооморфный и растительный орнамент. Рельефы Сан-Дзено — с крупными формами, укороченными пропорциями, «говорящими» жестами, соответствующими понятиям монастырской аскезы, — один из шедевров европейской романики.
Знаменитые бронзовые врата Сан-Дзено выставлены теперь в интерьере церкви. Они собраны из фрагментов, выполненных двумя чрезвычайно непохожими мастерами. Древнейшая часть ворот со сценами из жизни Христа — творение германского мастера рубежа XI—XII веков, сцены Ветхого Завета исполнены веронским мастером во 2-й половине XII века.
Деревянный кессонированный потолок был сделан в 1386 году. У входа находятся крестильная купель (нач. XIII в.), вырезанная из мраморного монолита, крест работы Лоренцо Венециано (1-я пол. XIV в.), чаша из красного порфира, перенесенная сюда из древнеримских терм.
Алтарная часть Сан-Дзено вознесена на аркадах над криптой и завершается готической апсидой, где не проводят богослужений с начала XIX века. На ее балюстраде установлены фигуры Христа и апостолов (XIII в.) работы немецких мастеров. На стенах церкви сохранились многочисленные фрагменты фресок (чаще всего без атрибуции) XII—XIV веков, — история Веронской школы живописи в миниатюре. Слева от алтаря установлена деревянная, ярко раскрашенная фигура — «Смеющийся Зенон» (XIII в.). В левом нефе, ближе к алтарю, — фреска «Распятие», которую приписывают Альтикьеро (2-я пол. XIV в.).
Главное сокровище церкви Сан-Дзено, одно из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения — алтарный образ «Маэста» (Слава Мадонны) работы Андреа Мантеньи. Триптих Мантеньи обрамлен рельефным портиком, который образуют золоченые полуколонны, поддерживающие орнаментированный антаблемент и лучковый фронтон. Между постаментами помещены три маленькие пределлы (вытянутые доски с живописью, укреплявшиеся под алтарным образом; итал. la predella — ступенька алтаря): «Моление о чаше», «Распятие», «Воскресение». Это копии произведений Мантеньи, подлинники которых были похищены Наполеоном и теперь хранятся в Лувре.
Церковь Сан-Бернардино принадлежит францисканцам и посвящена св. Бернардино да Сьена. В ней можно полюбоваться веронской живописью начала XVI века, росписью стен бывшей библиотеки художника Мороне и архитектурным шедевром — капеллой Пеллегрини, в которой великий зодчий Санмикели использовал архитектурные мотивы римского Пантеона.