Не доходя до Ворот теменоса за колоннадой начинается лестничный подъем (17, 6 м) к Великому храму. Если встать перед ним, то по прямой оси протянется весь его комплекс – Пропилеи– далее Нижний теменос– затем Верхний– и за ним сам храм. В западной части Пропилей, справа от лестницы было устроено небольшое святилище с двумя байтилами. Нижний теменос (55 м) возведен на искусственной террасе на высоте 7, 5 м над Улицей. По боковым сторонам мощенную камнем площадь теменоса обрамляли тройные колоннады(всего 120 колонн), капители которых венчают слоновьи головы(лучше всего разглядеть капители и оценить качество их резки можно в Новом музее). Колоннады заканчиваются у лестниц храма глубокими экседрами (отделены парой колонн каждая), в которых были статуи. Далее по двум боковым лестницам можно было подняться в Верхний теменос, возвышающийся над нижним еще на 6 м. Лестницы из Верхнего теменоса вели в коридоры за боковыми стенами наоса храма.
Перед Великим храмом была устроена платформа для алтаря, в портике храма стояли 4 гигантские колонны (упали в древности и еще не подняты), на них покоился треугольный, богато украшенный фронтон, стена между ними – до середины их высоты – отгораживала молящихся от наоса. На верхний уровень ведут несколько лестниц: две за театроном, две короткие – с теменоса.
Массивные квадратные столпы отмечали вход в наос храма, в котором устроен театрон (поднимающиеся полукружием ступени), который мог быть также одеоном или булевтерием (возможно, устроен в римский период как место совета). Лицевые грани столпов были украшены изображениями богини Тюхэ, исполненными в высоком рельефе. Все детали храма были раскрашены.
Несмотря на сильную руинированность, здание потрясает масштабом и качеством деталей, – это одна из лучших античных построек. В западном коридоре за стеной наоса, до сих пор впечатляющем своей высотой, сохранились фрагменты отделки – штукатурка со следами раскраски (как в домах в Помпеях), стуковые рельефы с прорезанными квадрами. Очень красивые колонны с капителями со сложнейшими деталями, рельефы с гирляндами нежнейших цветов, – все говорит о высочайшем и незаурядном таланте и мастерстве создателей и вновь напоминает Рим эпохи барокко (из-за этих ассоциаций одну из комнат за наосом, отделанную лепниной с позолотой, назвали Барочной).
Тип декорации храма и тончайшее качество ее исполнения роднит Великий храм с Хазнэ, что позволяет датировать его тем же приблизительно временем – до начала–1й четв. I в. Какого назначение Великого храма, до сих пор не ясно – новейшие гипотезы предполагают, что это было место священных собраний, в римскую эпоху перестроенное под помещение для заседаний городского советабуле.
Горящие туры в Иорданию всегда можно заказать у нас.