Суровый активный отдых в сердце Горного Крыма. Караби-яйла

258 0

Караби-яйла, которая одновременно и самая обширная среди всех яйл Крыма, испещренная карстовыми полостями и пещерами. Добраться до Караби можно несколькими путями: от сел Головановки, Генеральского, Зеленогорского, также от турстоянки в районе Белогорска. Но мы выбрали путь наикратчайшего для нас сопротивления: в пятницу днем от Симферополя сели в троллейбус междугороднего сообщения Симферополь-Алушта и примерно за 30 центов добрались до с. Перевальное (здесь главное не спутать и не выйти на остановке Ангарский перевал, потому лучше попросить водителя напомнить остановку). От моста через Малиновый ручей двинулись вверх по его течению по улице села. Потом встретился мостик из труб, по которому мы перебрались на другой берег ручья. У последнего дома села здесь есть указатель «Партизанские тропы»… Не сворачивая налево, поднялись на косогор, нашли большую поляну и увидели дорогу, которая вела в лес. Это и была наша тропа. Прямо по ней мы шли на восток, не уклоняясь вправо, пока не дошли снова до Малинового ручья. Уже потом прямо на Караби ведет хорошая тропа, идущая по правому берегу этой речки. Конечно, подъемы крутые, но, поверьте, дорога того стоит! Ближе к верховью Малиновой балки есть родник, там можно наполнить тару водой и отдохнуть подольше. Потом снова вверх, и вот лес закончился. Нашли указатель – Долгоруковская яйла. Буковый кордон определили по большому дому, рядом с которым мелкие постройки. По Долгоруковке от этого Кордона идет тропа, по ней мы и продолжили путь. Интересное зрелище – огромные лопухи! Встретилась речка Суботхан. Вот снова на горизонте лес… Идем по сырой тропе под буками, потом выходим на обширную поляну. Отдохнув на поляне, сворачиваем вправо. Очередной указатель «Высота 1025». Высшая точка Караби — г. Каратау – имеет высоту около 1300 м, так что мы почти у цели. Малая Бурульча – река, к которой вела наша тропа, там мы набрали воды для продолжения пути. После перехода реки поднимались вверх до Дедова куреня (табличка есть). Теперь нам налево – тропа, отлично вытоптанная туристами, выходит к Бурульче. Шли вверх по ее течению и попали на стоянку Партизанская, где в Бурульчу впадает Партизанка. В этом районе много грибов. Идем по тропе, ведущей к водопаду Джур-Джур, там есть указатель. Нам – вправо от него, как раз туда, где подъем самый крутой и дорога глухая и запущенная… Наконец, она уходит вниз. Там приток Восточного Суата. Идем немного вверх по течению, перейдя через лесистый подъем, видим очень похожую речку – это уже сам Восточный Суат. Нам нужно было двигаться вверх по необлесенному склону его долины. Через 20 минут мы уже на Караби. Неспроста эта яйла привлекает только экстремалов. Караби всегда характеризуется сильным ветром, притом даже если температура воздуха и высокая, ветер все равно создает ощущение резкой прохлады, потому пришлось натягивать свитера и пайты. Конечно, лицо уберечь практически не получилось: ветер и солнце обеспечили нам красновато-бронзовые загары индейцев, да и шумный ветер буквально не давал общаться. К вечеру мы попали, наконец, к зданию метеостанции, которая находится на Караби. Тут же оборудован и контрольно-спасательный пункт. Желающие спуститься в пещеры могут отметиться здесь, что называется, на всякий пожарный случай. Метеостанция, увы, в крайне заброшенном состоянии. Даже элементы метеоплощадки заржавели. Но для ленивых, не желающих спускаться к источнику Чобан-Чокрак, здесь есть бак с водой, может, технической… Хотя чего таить греха – пару раз мы им воспользовались для умывания и приготовления пищи, и остались живы и здоровы. Скорее всего, это часть инфраструктуры турприюта, оборудованного здесь же. Наконец, мы разложили палатки и приготовили ужин прямо в здании кухни. Конечно, условия тут еще те, но разводить костры на той стоянке, что мы выбрали в ту пятницу, нельзя. К сожалению, неизвестно, разрешают ли еще пользоваться тем зданием сейчас, потому я рекомендовала бы путникам запасаться консервами, которые можно съесть холодными… Засыпали в теплой палатке под барабанную дробь мелкого дождя – что может сравниться с таким удовольствием, если, конечно, палатка не промокает? С утра начали сборы. Конечно, мы не спелеологи, но побывать на Караби и не посетить пещеры – это нонсенс. Погода с самого утра была неоднозначной – туман, морось, а потом яркое солнце, и наоборот. Руководствуясь схемой яйлы, которую можно купить в ларьках «Союзпечати» или книжных магазинах Крыма за 1-1, 5 доллара, добрались до пещеры Большой Бузлук. Чудо природы – настоящий холодильник в пещере. Дело в том, что в этой пещере находятся огромные глыбы льда, температура всегда ниже 0С. Для умельцев спускаться со снаряжением такая пещера интереса особого не предоставит, но нам все было в новинку, ведь мы только учились. Глубины до горизонтальных участков здесь не более 7 метров, потому поднимались обратно кто со снаряжением, а кто просто по веревкам. Наконец, мы увидели эти глыбы. При условии, что температура воздуха снаружи была около 20С, этот природный феномен потрясал. Встретившаяся группа туристов то ли в шутку, то ли всерьез поведала, что они хранят продукты в Бузлуке… Хотя в таких фантастических местах все может быть правдой. Далее мы прошли мимо еще нескольких пещер, среди которых пещера им. Крубера, известного спелеолога. Пещера Отважный Суслик имеет очень узкий вход, однако известно, что спелеологи туда все же пробираются и даже расширяют дно. Решили, что хватит с нас пока пещер и уже под привычным моросящим дождем двинулись на Южные обрывы… Красота, открывающаяся взгляду с южной окраины яйлы, запоминается на всю жизнь. До сих пор многие из нас держат дома на стенах большие фотографии этой территории. Может, потому столь впечатлили они нас, что мы за сутки уже привыкли к «лунным ландашфтам» ровной Караби? К вечеру, уставшие и умиротворенные, вернулись в лагерь. Уникальная природа Караби располагала к медитации, тем более, что завтра предстоял путь домой. Да и просто понаслаждаться закатом на этой яйле замечательно, тем более, что дождь поутих. К утру снова застучали прохладные капли… Мы собрали палатки и попрощались с негостеприимной, но впечатляющей яйлой. Добирались обратно нестандартно: на попутке. Да-да, как ни странно, в таком безлюдном месте встретился даже грузовик, водитель которого согласился докинуть нас до Зеленогорска. Отчего ж не воспользоваться возможностью? Там, подкрепившись продуктами из магазина, вымокшие до нитки, мы дождались автобуса на Симферополь, стоимость билета – в районе 1, 5 долларов. Словом, если вы желаете понежиться под ласковым солнышком, сухими, чистыми, опрятными и полными сил вернуться домой, — Караби вам не подойдет. Это отдельный мирок для экстремалов, любителей нестандартных условий и придерживающихся принципа «у природы нет плохой погоды». Зато тем, кто хоть раз побывал на Караби, никакие дожди и ветер уже не страшны.