Иорданский замок Мшатта.

280 0

К замку ведет хорошая асфальтовая дорога, однако повороты на ней обозначены плохо; в случае, если она перекрыта, а такое тоже возможно, – есть пути объезда. После поворота с Desert Highway (Дороги пустыни) на шоссе к аэропорту до круговой развилки сразу за отелем Alia Gateway, далее повернуть направо и затем обогнуть территорию аэропорта по периметру прямоугольника (10–12 км, с запада, юга и востока), на КПП (контрольно-пропускной пункт) нужно отдать паспорт (его вернут на обратном пути). Сразу же за последним КПП (на северо-восточном углу аэропорта) находятся руины.

Внимание! Наиболее разумно посетить Мшатту непосредственно перед вылетом из аэропорта – на городском такси или на такси, взятом в аэропорту. Пешком из аэропорта служба безопасности пройти не позволит. Мшатта (КасральМшатта, Мушатта) (араб. зимовье) замышлялся как наиболее роскошный из всех омейядских замков. Его строительство началось, по всей видимости, по инициативе халифа Аль-Валида II (743–744), желавшего создать вокруг него город. Огромный дворец (150 х 150 м), однако, так и не был достроен, может быть, изза смерти заказчика-халифа. Существует легенда о том, что халифа убили взбунтовавшиеся строители, – на самом деле Аль-Валид погиб в крепости на окраине Дамаска во время восстания собственных солдат.

Дворец построен по традиционной схеме – квадрат в плане, 4 круглые угловые башни, вход в центре южной стены, с двумя гранеными башнями по сторонам, и 19 полукруглых башен по периметру. Основания и нижние части стен из шлифованного камня сохранились в той или иной степени по всей их длине. Над цоколем западного фасада тянулся роскошный каменный фриз (высотой 3 м!) с тончайшей резьбой – весьма редкий случай для омейядского искусства, предпочитавшего стук. Фриз был разбит на треугольные элементы вдоль всего фасада, включая башни, зигзагообразным «карнизом». В центре каждого треугольника – рельефные цветы-розетты, а фон прорезан тончайшими растительными орнаментами и изображениями животных. Несмотря на то, что элементы фриза по отдельности происходят из римского декора, организация плоскости с помощью зигзага разрушает ее тектонику и превращает в самостоятельную относительно архитектуры тему, что станет основой нарождающегося исламского искусства арабески. К сожалению, на месте можно увидеть лишь небольшие фрагменты фриза.

Из внутренних помещений Мшатты были окончены, по-видимому, комплексы по главной оси юг – север и мечеть. Она расположена справа, сохранился замечательный михраб в южной стене. Парадные помещения у противоположной от входа стены сохранились на полную высоту, некоторые из боковых помещений сохранили и цилиндрические своды.

Через триумфальную арку (от нее остались четырехгранные столбы) посетители попадали в разделенный двумя рядами мраморных колонн (некоторые сохранились) вестибюль перед небольшим парадным залом, оформленным тремя глубокими нишами и некогда, вероятно, перекрытым куполом. Таким образом, церемониальное пространство Мшатты создано по римскому плану базилики с алтарной частью в форме триконха (трилистника); по такому же плану в VI в. был построен храм Рождества Христова в Вифлееме.

В интерьерах Мшатты сохранились лишь незначительные фрагменты отделки. Замок фактически заброшен и редко посещается туристами.

Похожие записи

Note: Your password will be generated automatically and sent to your email address.

Forgot Your Password?

Enter your email address and we'll send you a link you can use to pick a new password.