Почему робот-мусорщик? Почему нельзя было выбрать более престижную профессию?
Во-первых, работа простая – собирать и выносить мусор. Во-вторых, в процессе выполнения этой задачи робот-мусорщик сталкивается с неожиданными проблемами. То, как он их решает, поможет инженерам в дальнейшем при проектировании более сложных моделей.
Теперь в итальянском городке Печчоли самая высокая концентрация уличных роботов в Европе.
Их здесь два. Но даже если бы робот был один, это не изменило бы статуса. Потому что других автономных роботов-мусорщиков в мире пока нет.
Первый робот-мусорщик подметает улицы. В его арсенале щетки и пылесборник.
Он движется по произвольной траектории на заданной площади, подбирая все, что найдется на его пути.
Второй робот-мусорщик более продвинутый – он сам ориентируется в городе.
Коммуна Печчоли – первый в мире населенный пункт, в котором на дорогах была выделена отдельная полоса для движения роботов.
Эта желтая линия – напоминание для автомобилистов и местных жителей о том, что здесь нужно быть внимательней.
Линия не ограничивает пространство для движения робота-мусорщика. Она просто говорит людям, что здесь лучше ничего не ставить и не парковать машины.
Интересно, а в каком статусе робот-мусорщик участвует в уличном движении?
Вообще-то ни в каком. Нет законов, где было бы четко сказано, кто будет виноват, если робот попадет в ДТП или разобьет витрину. Страховка для него не предусмотрена.
Единственное, что инженеры обязаны сделать – каждый раз напоминать людям об осторожности. Хорошо, что им помогает полиция. Не всем новое правило пришлось по душе.
Чтобы робот-мусорщик мог безопасно передвигаться по улицам, он оснащен целым набором датчиков: акустические сенсоры, стереокамеры, лазерный дальномер.
Если на пути что-то появляется, робот-мусорщик должен правильно оценить ситуацию. Он должен суметь аккуратно объехать и припаркованный автомобиль, и небольшую катку с цветком.
Самое сложное для искусственного разума – это живые препятствия, которые постоянно перемещаются.
На всякий случай инженеры сделали большую красную кнопку «Stop» на видном месте. Человек должен иметь возможность в любой момент остановить робота-мусорщика. Это правила безопасности.
Двигаясь по маршруту, робот должен точно знать, где он находится. Использовать GPS навигацию на узких улицах не получилось. Дома ограничивают прямую видимость спутников в небе.
Решить эту проблему помогла сеть наземных ориентиров.
Вдоль всего пути инженеры приклеили к стенам квадраты из белого пластика. Для робота-мусорщика это контрастные маркеры, которые он сканирует своим лазерным дальномером.
В память заложены координаты каждого маркера. При движении робот-мусорщик отсчитывает пройденные отметки и определяет свое положение.
А если маркер окажется закрытым и робот не сможет его увидеть?
Тогда он поедет дальше в поисках следующей метки. А вот если и через нужное расстояние ее не окажется, он решит, что сбился с пути и попытается вернуться той же дорогой в начало.